суббота, 9 февраля 2013 г.

ноты для баяна на простом ладу

В творчестве Александры Пахмутовой сложилась своя определённая система выразительных средств, своеобразная их символика. Это качество справедливо отметил в ноябре 1957 года композитор Дмитрий Кабалевский, выступавший на творческом форуме, посвящённом молодёжи. &

Тема труда, к которой нередко обращается Пахмутова, имеет также прочные традиции в советской песенной музыке. Можно напомнить о таких сочинениях, как «Руки золотые» В.Захарова, «Урожайная» И.Дунаевского или вокально-симфоническая сюита «Река-богатырь» Валентина Макарова, как сюита «Волго-Дон» Л.Бакалова — С.Каца — К.Листова. Пахмутова не только запечатлевает яркие образы людей с профессиями выдающимися, героическими — лётчиков, моряков, бойцов-пограничников… Она воплощает в музыке облики людей с очень мирными, очень скромными профессиями. Вспомним хотя бы трогательную лирическую песню «Книгоноша», с её простодушными, детски доверчивыми интонациями (слова В.Кузнецова) или же песню «Машинист».

Пахмутовой дороги характеры её соотечественников. Ее привлекают именно характеры, выражающие себя в героических, гордых делах, в поступках, требующих мужества, воли, размаха, уверенности в себе. Близок Пахмутовой и мир сокровенно-лирических переживаний её современников.

Пахмутова тяготеет к большим гражданским темам, воплощая их предельно лирически. Наиболее сильное и яркое в её творчестве — это область задушевной, искренней песни-исповеди, песни-беседы, песни-размышления, пронизанных русскими народными интонациями и ритмикой.

У композитора всегда есть глубоко продуманный замысел песни, в котором все просто, строго, собранно: форма, мелодия, гармонические средства, ритм, фактура, оркестровка. Ничего лишнего, ничего напоказ — одна из характерных особенностей творчества Пахмутовой.

Композитор очень большое значение придает теме и сюжету песни. Написанные Пахмутовой сочинения могут быть более или менее удавшимися, но среди них нет таких, которые были бы просто данью моде или уступкой невзыскательному вкусу.

Развиваясь среди всех этих и других творческих явлений, песенное искусство Пахмутовой постепенно складывалось в самостоятельное художественное целое.

Песенное мастерство Александры Пахмутовой имеет прочные традиции. На протяжении своего творческого пути, насчитывающего уже около двадцати пяти лет, композитор испытывал многие влияния, творчески переосмысливал их. В песнях Пахмутовой ясно ощутимы традиции русского народного творчества и национального исполнительского искусства. В них отчетливо обозначены связи с наследием крупнейших мастеров советской массовой песни — И.Дунаевского и В.Захарова, А.В.Александрова и М.Блантера, братьев Дан. и Дм.Покрасс, В.Соловьева-Седого и Б.Мокроусова… Чуть раньше Пахмутовой и в те самые годы, когда её первые сочинения только начинали свой путь к сердцам слушателей, возникали и добивались прочного успеха песни нового поколения талантливых авторов песенного жанра. Безвременно ушедшего из жизни Аркадия Островского, чьи замыслы с годами все чаще обращались в сферу гражданских, патриотических настроений. Эдуарда Колмановского, с равной степенью художественной выразительности выражающего себя в сферах бытовой лирики и гимнического пафоса. Оскара Фельцмана — мастера песни изящной, броской, легко запоминаемой и в то же время несущей большую идею. Андрея Петрова, Андрея Эшпая, мастерски владеющих всем арсеналом выразительных средств в жанрах эстрадной песни и лёгкой инструментальной музыки, пишущих в этих жанрах тонко, ярко.

Александра Пахмутова и её соавторы-поэты умеют нащупать тему, волнующую широкий круг людей, тему, в которой есть над чем поразмыслить. Лучшие песни композитора опираются на ясные и точные литературные образы, выраженные ёмкими и свежими стихами. Тексты её песен (их авторами в большинстве случаев являются поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов) легко воспринимаются и запоминаются. Главное же — стихи в этих песнях органически сочетаются с музыкой, образуя единый, целостный музыкально-поэтический образ. Принадлежа к явлениям искусства большого, настоящего, песни Пахмутовой активно воздействуют на людей — воспитывают их мысли и чувства, помогают расширять культурный кругозор.

Многие песни Александры Пахмутовой за последние годы как-то незаметно вошли в нашу жизнь, сделались неотделимой её частью. Они звучат на официальных народных празднествах, их поют и на небольших дружеских вечеринках. С ними едет на комсомольские стройки молодёжь, их любят напевать люди среднего и старшего возраста, дети. Их исполняют в самодеятельности и включают в свои программы певцы-профессионалы. Они любимы самыми разными категориями слушателей — от тех, кто впервые благодаря этим песням приобщается к миру музыки, до меломанов-любителей, которые могут потягаться в знании музыки с искушёнными специалистами.

Из слушательской почты композитора

Не распахнутых…

Нет сердец, перед тобой

Песни Пахмутовой.

Пахнут хвоей и травой

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ДОБРЫНИНААЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВАМ.: Советский композитор, 1973

Поделитесь ссылкой на этот сайт:

Поиск по сайту: 

А. Н. Пахмутова в Интернете — Публикации - Е.А.ДОБРЫНИНА - АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий